все дети — лингвистические гении, поэтому их надо учить читать как можно раньше;
все дети — математические гении;
все дети — информационные гении.
Поэтому необходимо как можно раньше начинать с ребенком заниматься чтением, математикой, освоением энциклопедических знаний.
Принципы обучения по Доману:
начинать как можно раньше;
учить с удовольствием;
уважать ребенка и доверять ему;
учить только тогда, когда этот процесс нравится вам обоим;
создавать необходимую учебную обстановку;
останавливаться раньше, чем этого захочет ребенок;
как можно чаще вводить новый материал;
быть организованным и последовательным;
не проверять знаний ребенка;
тщательно готовить учебный материал;
помнить об основном законе: "Если Вам или Вашему ребенку неинтересно — прекратите занятие, видимо Вы делаете что-то неправильно".
Обучение чтению. Материал — карточки с постепенно изменяемым шрифтом.
Последовательность обучения:
отдельные слова;
словосочетания;
простые предложения;
распространенные предложения;
книги.
Трансформация информации:
уменьшение шрифта;
увеличение количества слов.
Требования к книге:
словарный запас от 50 до 100 слов;
не более одного предложения на страницу;
высота шрифта не более 1 см;
текст должен предшествовать иллюстрациям или идти отдельно.
Три уровня понимания:
написанные слова обозначают известные предметы и людей;
слова могут использоваться вместе и при этом это гораздо больше, чем только обозначения чего-либо;
"со мной разговаривает книга".
Обучение счету. Почему учить:
вычисление — необходимое человеческое умение;
вычисление способствует развитию мозговых структур и, следовательно, развивает интеллект.
Последовательность:
1 этап — освоение понятия "количество";
2 этап — уравнения;
3 этап — решение задач;
4 этап — освоение понятия "цифра";
5 этап — цифровые знаки.
Достижимые результаты:
ребенок освоился с понятием "количество";
ребенок умеет складывать, вычитать, умножать и делить количества;
ребенок понял, что такое символы и как их использовать для различных количеств;
ребенок понял разницу между реальным количеством и символами и как надо выбирать символы для обозначения количества.
Передача энциклопедических знаний. Факты — Информация — Знания.
Факт — бит информации.
Факт, преподнесенный ребенку — бит интеллекта, основа всех будущих знаний ребенка.
Бит информации — карточка с изображением чего-либо.
Требования к изображению:
отчетливость;
дискретность;
недвусмысленность;
новизна для ребенка.
Требования к карточке (биту интеллекта):
отчетливо видны все детали;
изображен только один предмет;
предмет имеет четкое название;
предмет не знаком ребенку;
размер карточки достаточно большой (наилучший 28х28 см);
карточка должна быть достаточно твердой, без пятен грязи.