неукоснительное уважение права детей сохранять свою уникальную индивидуальность;
дети творят сами себя благодаря собственной целенаправленной деятельности;
важнейшим периодом развития ребенка следует считать период до 6-ти лет;
дети обладают поразительной чувствительностью и умственными возможностями для впитывания знаний из среды, в которой они находятся.
Основная особенность педагогического метода М.Монтессори. Неразрывная связь трех частей: ребенок, воспитатель, специально подготовленная среда.
Главная часть — ребенок. Работа с ним — это внимательное наблюдение за его деятельностью в естественных условиях. При этом необходимо принимать ребенка таковым, каков он есть, а не таким, как хотелось бы взрослому.
Воспитатель — помощник, координатор, но не руководитель. Он должен уметь демонстрировать возможности среды, внимательно наблюдать за детьми, регистрировать результаты их деятельности.
Специально подготовленная среда — это специальное помещение, специальное оборудование и особый социальный климат. Обычно эта среда состоит из ряда зон:
зона практической жизни;
зона сенсорного развития;
зона умственного развития;
двигательная зона;
зона художественно-эстетического развития.
Сензитивные периоды по М.Монтессори. Сензитивные периоды — это периоды особой восприимчивости детей к освоению определенных видов деятельности.
Необходимо:
знать об их существовании, чтобы не бороться с естеством ребенка;
наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов;
вести подготовку к наступлению того или иного сензитивного периода;
знать об обязательности их наступления, но помнить об индивидуальности их сроков и длительности.
Сензитивные периоды:
СП развития речи — от 0 до 6-ти лет;
СП развития речи — от 0 до 6-ти лет;
СП восприятия порядка — от 0 до 3-х лет;
СП сенсорного развития;
СП развития движения и действий — от 1 до 4-х лет;
СП развития социальных навыков — от 2,5 до 6-ти лет.